КОНКУРЕНТНАЯ БОРЬБА ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ И РОЛЬ В НЕЙ "ЗЕЛЕНОГО ДВИЖЕНИЯ"

"Зеленые" в США

Тандем: корпорация – борющаяся с ней природоохранная организация. Защитники среды успешно борются даже с самыми мощными корпорациями, принося им из года в год огромные убытки. Иногда борьба заходит так далеко, что формируется своеобразный тандем: промышленная корпорация – особая природоохранная независимая организация, вся деятельность которой направлена против данной компании. Так в США против японской Mitsubishi воюет особая организация имеющая название "Бойкот Мицубиси".

Новая сила – природоохранная индустрия . Кроме того интересы защитников окружающей среды и тех, против кого они выступают, не всегда диаметрально расходятся. То, что наносит ущерб одной компании, может быть полезным для других, с которыми защитники среды быстро вступают в контакт. Между теми и другими появилась и быстро укрепляет свои позиции новая сила – природоохранная индустрия.

Природоохранные кампании и энергетический кризис 1973 года. Энергетический кризис 1973 г. оказался сложным испытанием для защитников окружающей среды США. Было сломлено их пятилетнее сопротивление постройке Трансаляскинского нефтепровода. В виде единой реальной альтернативы углеводородному сырью выдвигалось развитие атомной энергетики, против которой и были направлены их основные усилия. Удалось организовать компанию против развития атомной энергетики в национальном масштабе и по крайней мере добиться того, что для повышения безопасности на АЭС было израсходовано около миллиарда долларов, в ущерб развитию других источников энергии.

Борьба экологов с финансовой поддержкой программы развития сверхзвуковой гражданской авиации. Среди нескольких национальных компаний, проведенных в 70-х гг. защитниками окружающей среды в союзе с рядом других групп, полным успехом закончилась компания против финансовой поддержки федеральными властями программы развития сверхзвуковой гражданской авиации – сверхзвуковые самолеты выделяют в атмосферу большое количество окислов азота, разрушающих защитный озоновый слой. Однако в последние годы, по- видимому, это движение в США находится под жестким контролем. В результате, ни в США, ни в других странах мира не было ничего подобного в отношении аэрокосмические системы типа "Спейс шаттл", который оказался еще более опасным для озонового слоя, чем реактивная гражданская авиация.

Экологические воздействия космических систем . По степени разрушительного воздействия на озоновый слой ракетные системы можно выстроить в убывающем порядке. Этот перечень возглавляют американские ракеты "Дельта", "Титан-11" и французская "Ариан-У". В 3-4 раза меньшую опасность для озонового слоя представляют советские ракеты "Вертикаль", "Протон", "Союз",а наиболее приемлема в экологическом плане – ракета- носитель "Энергия". "Спейс шаттл" занимает в этом ряду особое место, так как он обладает твердотопливным двигателями и, как активно используемый корабль многоразового использования, чаще других "дырявит озоновое покрывало. Не прошли бесследно 25 систематических запусков американского "челнока" в период с 1981 г. по 1986 г. При каждом из них ракетные ускорители на высотах до 50 км выбрасывают 187 тонн хлора и хлористого водорода и 7 тонн окислов азота. Выходит при одном запуске американского "челнока" его выхлопные газы, по расчетному максимуму, могут ликвидировать 10 миллионов тонн, или 0,3%, общего количества озона в атмосфере. Помножив эту цифру на количество запусков, следующих один за другим, легко представить какой урон озоновому слою наносит этот многоразовый корабль. Кстати, именно с 1981 г. по 1986 г. отмечено резкое падение содержания озона. Однако пока никаких результатов наблюдений и исследований их влияния в печати не появляется.

Дальше

Используются технологии uCoz