Разведка, добыча, транспортировка и переработка нефти: экологические аргументы

Экологические аргументы в борьбе за доступ к нефтяным ресурсам Каспия . Прикаспий, по праву считающийся "новым нефтяным Эльдорадо" (запасы "черного золота" здесь составляют как минимум 20 миллиардов тонн), соединен нефтепроводами и другими артериями с портами всех причерноморских стран. В консорциуме западных фирм по этой сделке участвует один из крупнейших американских нефтяных концернов "Амоко ойл", тесно связанный с Министерством энергетики США.

Запасы нефти и газа, разведанные в российском секторе Каспийского моря малы (не более 5%). для экономики России их эксплуатация не является критичной. Однако есть смысл участвовать в освоении месторождений в азербайджанском и казахском секторах. Но уже на первых этапах договоренностей по этим секторам Россия оказалась вне активных участников. Единственный рычаг для внедрения в число участников – это заставить всех партнеров по переговорам считать Каспий единым объектом, освоение всех природных богатств которого должно вестись на паритетных началах всеми государствами с соблюдением экологических регламентов.

Механизм воздействия на партнеров по переговоров строится на том, чтобы объявить район севернее 47-й параллели, где обитает почти 100% осетровых планеты, заповедной зоной. Широкомасштабная разведка и добыча углеводородного сырья со дна Каспийского моря, по мнению российских ученых, неизбежно приведет к загрязнению воды и дна нефтью, нефтепродуктами, поверхностно-активными веществами. Взрывные работы, которые велись на Каспии в конце 60-х г, в те годы привели к массовой гибели осетровых рыб. В условиях неразработанности правового обеспечения экологической безопасности, при отсутствии Соглашения о сохранении и использовании биоресурсов Каспийского моря, возможный ущерб от негативных последствий нефтяного загрязнения и аварий может намного превысить прибыль от эксплуатации нефтегазовых месторождений дна Каспия.

Природоохранные аргументы в борьбе за маршруты экспорта каспийской нефти . В Вашингтоне поддерживают желание Анкары провести этот трубопровод по территории Турции. А в Москве, напротив, - по геополитическим и экономическим соображениям – хотят проложить нефтепровод через Россию. В этой тяжбе Министерство энергетики США использует самые разнообразные аргументы, в том числе и экологические. В частности, активно раздуваются основанные на явно завышенных оценках, случаи аварий на нефтепроводах Российского Севера, считая их гибельными катастрофами.

Экологический фактор, а именно, предотвращение угрозы загрязнения нефтью проливов Босфора и Дарданелл, является важным аргументом в давлении Турции на участников переговорного процесса по выбору транзитного пути. по данным Минтопэнерго РФ и Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК), через эти проливы, уже не первое столетие "подвязанные" к Новороссийску, экспортируется ежегодно до 40 миллионов тонн российской нефти – почти 40% общего объема ее экспорта. По мере роста перевозок каспийской нефти нефтяной поток через проливы достигнет 100-110 миллионов тонн в год. Турция подписала соглашения с Азербайджаном о транзите его нефти через турецкий средиземноморский порт Кейхан и далее по наземным нефтепроводам. Госдепартамент и министерство энергетики США заявили вполне однозначно: экспорт этой нефти для США предпочтительнее через Турцию (Кейхан).

Тем временем конкуренция между Россией и Турцией за транзитные доходы, похоже, обостряется. Загадочный инцидент, случившийся в марте 1994 года в проливе Босфор, когда при странных обстоятельствах загорелся кипрский танкер "Нассия" с российской нефтью, послужил Турции предлогом для того, что бы в одностороннем порядке ограничить проход танкеров через Босфор, уменьшив возможности российского нефтяного экспорта. Причем в нарушение международных конвенций о свободе торгового и пассажирского судоходства в Босфоре – Дарданеллах. По словам одного эксперта, "таким образом турки принуждают консорциум западных компаний (АМОК) построить трубопровод в турецкий Джейхан, а не качать нефть в Новороссийск". Инцидент с "Нассией" произошел очень "во время": именно в 1994 г. был учрежден Азербайджанский международный консорциум для экспортного освоения ресурсов нефти в азербайджанской части Прикаспия. И в том же году Турция предложила для транзита свой маршрут (Баку – Джейхан).

Турецкий министр энергетики и природных ресурсов Дж. Эрсюмер уже в 1997 г. подтвердил весьма жесткую политику Анкары в этом регионе. По его словам, проливы по эксплуатационным и экологическим причинам "не выдержат нефтяных перегрузок", а потому, "перекачка нефти Каспия к порту Джейхан наиболее выгодна и позволительна, кроме того, это позволяет сберечь флору и фауну проливов и побережья".

Дальше

Используются технологии uCoz