Рельсовый транспорт (хронология важнейших событий)

Железнодорожный транспорт

Локомотив (от лат. locus — «место» и moveo — «двигаю») — тяговая машина, предназначенная для перемещения вагонов по рельсовому пути. В зависимости от рода силовой установки локо­мотивы подразделяются на паровозы, тепловозы, электровозы.
    Первые подобия рельсовых дорог появились в Вавилоне около 2000 лет до н. э. Они служили для перевозки грузов на тележках, упиравшихся колёсами в вырытые в земле желобки.
    Вплоть до начала XIX в. по чугунным рельсовым путям при помощи лошадей вывозили уголь и руду с шахт и рудников.
    В 1801—1803 г г. англичанин Р. Тревитик построил первый паровоз для использования его в шахте.
    В 1814 г . английский инженер Дж. Стефенсон построил паровоз, положивший начало железнодорожному транспорту.
    В 1825 г . в Англии была открыта первая пассажирская железная дорога.
    В 1829 г . английский инженер Дж. Стефенсон построил поезд «Ракета».
    В 1834 г . отцом и сыном Е.А. и М.Е. Черепановыми (Нижне-Тагильский завод на Урале) был построен первый в России паровоз. Он мог вести состав весом до 3,3 т со скоростью 16 км/ч .
    В 1845 г . в России (Александровский завод, Санкт-Петербург) был построен пассажирский паровоз для маршрута Санкт-Петербург — Москва.
    В 1850-е гг. в Европе и Северной Америке возникла сеть железных дорог.
    В 1883 г . между Парижем и Стамбулом начал курсировать Восточный экспресс — пассажирский поезд высшего класса.
    В середине 90-х гг. XIX в. в США был построен первый электровоз постоянного тока и появилась первая электрифицированная железнодорожная линия.
    В 1924 г . в СССР (Сормовский и Коломенский машиностроительные заводы) был построен паровоз серии С у (мощность 1650 л . с., скорость до 115 км/ч ).
    В 1924 г . в Германии завершена постройка первого тепловоза (мощность 1200 л . с.).
    В 1924 г . в СССР по проекту Я.М. Гаккеля был построен первый магистральный тепловоз серии Щ эл -1 (мощность 1000 л . с.).
    В 1926 г . в СССР появилась первая электрифицированная железнодорожная линия с мотор-вагонными электропоездами.
    В 1930-е гг. появились паровозы, которые могли развивать скорость до 200 км/ч .
    В 1932 г . в СССР (Московский завод «Динамо») был построен первый магистральный электровоз серии ВЛ19. Его скорость не превышала 85 км/ч .
    В 1969—1970-х гг. на железных дорогах стали применять вместо постоянного тока переменный однофазный ток высокого напряжения (25 кВ).

Рекорды

Рекордные по длине пассажирские составы появились в 1989 г . в Голландии и в 1991 г . в Бельгии. В 1991 г . длина поезда, состоявшего из 70 вагонов, достигла 1732 м ; в то время как в 1989 г . она составляла 1600 м .
    Самые длинные товарные составы регулярно курсировали в Мавритании на участке пути в 650 км (от района добычи железной руды близ города Зверат до крупного порта Нуадибу): 150 вагонов с 18 тыс. тонн руды вели 4 тепловоза общей мощностью 20000 л . с.
    В 1967 г . в США (Западная Виргиния — Портсмут) поездом длиной 6 км было перевезено 42700 т угля в 500 вагонах.
    В 1986 г . в СССР (Экибастуз — Урал) поездом длиной 6,5 км было перевезено 42000 т угля в 439 вагонах.
    В 1987 г . во Франции (Париж — Перпиньян) был поставлен очередной рекорд скорости товарного поезда, перевозившего овощи и фрукты: средняя скорость 160 км/ч .
    Рекорды скорости на железных дорогах начали фиксировать ещё в 1903 г . ( 210 км/ч , Германия). В 1950-е гг. рекорд абсолютной скорости серийного электропоезда достиг 331 км/ч (Франция), в 1970-е гг. средняя скорость на больших участках пути составила 200 км/ч (Япония).
    В 1980 г , на трассе Париж — Лион средняя скорость составила 260 км/ч , а рекорд абсолютной скорости — 380 км/ч .
    В 1988 г . официальное мировое достижение по средней скорости составило 406,9 км/ч (Германия), а вскоре 482 и даже 515 км/ч (Франция).
    Скорость современных поездов на магнитной подвеске уже превышает 500 км/ч .

Трамвай и метрополитен

К числу рельсовых видов транспорта относятся также трамвай (от англ. tram — «тележка», «вагон» и way — «путь») и метрополитен (от франц. metropolitain — «столичный»).
    Предшественницей трамвая была конка — городская железная дорога на лошадиной тяге. Первые конки появились в Лондоне.
    В 1876 г . в России Ф.А. Пироцкий испытал способ передачи электроэнергии прямо по трамвайным рельсам, а в 1880 г . он построил вагон с подвесным тяговым электродвигателем постоянного тока.
    В 1881 г . в Берлине была проведена трамвайная линия для электрического трамвая, который получал энергию по третьему дополнительному рельсу, проложенному между двумя ходовыми (такая система энергообеспечения существует сейчас в метро). В настоящее время «питание» трамваев осуществляется через подвесную контактную сеть с напряжением 500—700 В.
    В России в 1899 г . был пущен первый электрический трамвай в Москве.
    Метрополитен позволяет развить высокую скорость пассажир­ских перевозок ( 45 км/ч ) и обеспечивает высокую пропускную способность (до 50 тыс. пассажиров в час в одном направлении). Линии метро чаще всего строятся под землёй, в специальных тоннелях, или на эстакадах над землёй.
    Метрополитен (подземка) появился впервые в Лондоне в 1863 г .
    В 1868 г . метро стало действовать в Нью-Йорке.
    Старейшие метрополитены в континентальной Европе — Будапештский (работает с 1896 г .), Венский (с 1898 г .) и Парижский (с 1900 г .). Затем метро появилось в Берлине, Мадриде, Барселоне, Афинах, Стокгольме, Токио, Варшаве и других крупных городах.
    В 1935 г . метрополитен начал работать в Москве; первая очередь метро насчитывала 13 станций. В настоящее время метрополитен имеется в Санкт-Петербурге (1955), Нижнем Новгороде (1985), Новосибирске (1985), Самаре (1987) и других российских городах.
    Метрополитен имеется в Киеве, Тбилиси, Баку, Харькове, Ташкенте, Ереване, Минске и других городах бывших союзных республик.

 

Practical science

Используются технологии uCoz