Римские цифры
Римские цифры, цифры древних римлян. Система Р. ц. основана на употреблении особых знаков для десятичных разрядов I = 1, Х =10, С = 100, М = 1000 и их половин V = 5, L = 50, D = 500. Натуральные числа записываются при помощи повторения этих цифр. При этом, если большая цифра стоит перед меньшей, то они складываются (принцип сложения), если же меньшая - перед большей, то меньшая вычитается из большей (принцип вычитания). Последнее правило применяется только во избежание четырёхкратного повторения одной и той же цифры. Например, I, Х, С ставятся соответственно перед Х, С, М для обозначения 9, 90, 900 или перед V, L, D для обозначения 4, 40, 400. Например, VI = 5+1 = 6,IV = 5 - 1 = 4 (вместо IIII). XIX = 10 + 10 - 1 = 19 (вместо XVIIII), XL = 50 - 10 =40 (вместо XXXX), XXXIII = 10 + 10 + 10 + 1 + 1 + 1 = 33 и т.д. Выполнение арифметических действий над многозначными числами в этой записи весьма неудобно. Система Р. ц. в настоящее время не применяется, за исключением, в отдельных случаях, обозначения веков (XV век и т.д.), годов н. э. (MCMLXXVII т. д.) и месяцев при указании дат (например, 1. V.1975), порядковых числительных, а также иногда производных небольших порядков, больших трёх: yIV, yV и т.д.
I |
1 |
VIII |
8 |
LXXV |
75 |
D |
500 |
II |
2 |
IX |
9 |
XCII |
92 |
DCXCV |
695 |
III |
3 |
X |
10 |
IC |
99 |
DCCIL |
749 |
IV |
4 |
XVIII |
18 |
C |
100 |
M |
1000 |
V |
5 |
XXXI |
31 |
CCCII |
302 |
MCMIX |
1909 |
VI |
6 |
XLVI |
46 |
CDXLI |
441 |
MCMLXXXIV |
1984 |
VII |
7 |
L |
50 |
ID |
499 |
MIM |
1999 |
|
VArt (ответ на возникавший ранее вопрос): Отсюда понятно, что во избежание 4-х кратного повторения максимально возможное число здесь - 3999, т.е. MMMIM.
Двоичная система
0 |
0 |
111 |
7 |
1110 |
14 |
10101 |
21 |
1 |
1 |
1000 |
8 |
1111 |
15 |
10110 |
22 |
10 |
2 |
1001 |
9 |
10000 |
16 |
100000 |
32 |
11 |
3 |
1010 |
10 |
10001 |
17 |
1000000 |
64 |
100 |
4 |
1011 |
11 |
10010 |
18 |
1100100 |
100 |
101 |
5 |
1100 |
12 |
10011 |
19 |
10000000 |
128 |
110 |
6 |
1101 |
13 |
10100 |
20 |
100000000 |
256 |
|
Используются технологии
uCoz