ПредисловиеЧАСТЬ I
1(9). Об историософии России … … … … … … … … … … … … 8
(зима 2007)
Приложение: «Родословная» Руси-России
2(10). Марш лево-правых бригад … … … … … … … … … … … … 31
(весна 2007)
Приложение: Переписка о Марксе3(7). Национальный вопрос … … … … … … … … … … … … … 69
(осень 2006)4(3). Этносы и развитие социума … … … … … … … … … … … 78
(лето 2003, лето 2004)
- Генезис этноса
- Развитие социума и развитие способа производства
- Этническое и человеческое
Приложения:
1- 10 заповедей
2- 4 уровня этики и этические способности человека
3- Системные квадры и критерии в экономике5(1). Бытие, как акт творчества … … … … … … … … … … … 107
(…, лето 2004)
Приложения:
1- Духовное и сексуальное (126)
2- О совсем простых словах
3- К онтологии страха
4- О квадрах психических болезней
ЧАСТЬ II
6(2). Смысл экономики … … … … … … … … … … … … … 160
(весна 2002, весна 2003)
- Критерии
- Индикаторы
- Механизмы
- Взаимодействия
Приложения:
- (1)
- (2)7(6). Несколько шагов … … … … … … … … … … … … … 201
(осень 2006)8(4). Четыре момента … … … … … … … … … … … … … 250
(осень 2002, весна 2005)
- Экономика, как под-система
- О формуле гармоничного социума
- Момент-1: гармонизация распределения доходов
- Момент-2: гармонизация «труда и капитала»
- Момент-3: гармонизация денежной системы
- Момент-4: отношения качества
- Ограничение цен
Приложения:
01- О субъектности человека и
относительности «капитализма/социализма»
02- Механизмы и сценарии введения гармоничной денежной системы
03- Ремарка об электронных деньгах
04- Немного об инфляции
05- Порядок экономической реформы
06- О проектировании социальных механизмов
07- Опыт отношений
08- О люмпенах и элитах
09- О соотношении экономики и этики
10- О мировом патенте
11- Простота глобального
12- Последний довод (исходное)9(5). Государственное устройство … … … … … … … … … … … 324
(зима 2005)
10(8). ПОСЛЕСЛОВИЕ
1. О наших смыслах - 1 … … … … … … … … … … … … … 345
(зима 2007)
2. О наших смыслах - 2 … … … … … … … … … … … … … 361
3. О наших смыслах - 3 … … … … … … … … … … … … … 383
(зима 2007)
4. К Русской доктрине … … … … … … … … … … … … … 406
(лето 2007)(455)
Чтобы приблизиться к оптимальному и настоящему в социально-экономическом
устройстве, необходимо, во-первых, идти от человека, и, во-вторых, необходимо
смотреть на весь комплекс его отношений целостно. Причем все стороны
его бытия, его природы, его проявлений рассматривать, как единую концепцию,
в одном мировоззрении. Тогда можно увидеть единую стройность, общую гармонию,
непротиворечивость картины сквозь все сферы. Или наоборот – не увидеть.
Целостность, полнота и конкретность – то, что необходимо, чтобы не было
ошибки.
Главным объектом здесь является гармония социально-экономической
системы. Гармонию определяют по-разному. Сделаем это так. Гармония – это
стройность, соразмерность частей целого, порождающие ощущение красоты и
устойчивости. Это ощущение наблюдателя функциональной и структурной оптимальности
системы и ненарушающей взаимосвязи с другими окружающими системами.
Это статичная характеристика способности к полезному развитию. В каждой
своей деятельности человек или создает гармонию, или нарушает ее…
Идея гармонии - то, что объединяет в нашей ментальности многие отдельные
поиски. Если бы Россия глубоко внутренне не искала гармонии, она давно
бы на очередном эксперименте остановилась и прекратилась... Поиск истины,
«Беловодья», Бога, требование справедливости и осмысленности -- это и есть
жажда гармонии в отношениях и в жизни.
Положение же дел таково, что сейчас совершенно недостаточно (критически
мало всего, и времени в том числе) только духовного, только внутреннего
изменения. Необходима и внешняя опора - нужны другие экономические механизмы,
отвечающие вызовам времени и нашей ментальности.
Освободить человека для человеческого! А для этого нужны и естественно
простые механизмы для простых «вещей»; одной из которых является экономика.
«Богу – Богово, кесарю – кесарево». Человек должен различать это четко.
В начале всего, и как минимум…
А ведь есть еще и текущая задача сохранения нашего общего челна, когда
у находящихся в нем понимание о целях – разное, и язык понимания – разный,
смыслы разные. Тогда надо пытаться выходить в спасительную сторону через
привычные всем сферы, на языке и в понятиях этих сфер. Но для этого надо
расчищать эти понятия, идя от их сути, от их назначения, и не позволяя
подменять смыслы ложными и привходящими, инструментальными «ценностями».
Тогда из этой точки будут видны более адекватные понятия и приоритеты.
Условием общего успешного выхода является одно – отсутствие лжи.
То есть надо идти в «детали», в глубь, в смыслы «экономики» и «демократии»…
И выходить из них с реальными механизмами, сохраняющими человеческое в
человеке. До тех пор, пока мы хотим сохранения человеческого, пока это
является главным, у нас есть общий путь. И подарки на этом пути возможны.
Шаповалов В.Ф., автор книги «Истоки и смысл российской цивилизации» остерег,
когда книга готовилась к печати, от соблазна.
«Христос рая на земле не обещал. И всеобщего братства тоже, и всеобщей
гармонии тоже... Гармония возможна только в подвиге исихазма, т.е. только
для отдельных людей - подвижников веры, избравших путь уединения и священнобезмолвия.
На земле же навсегда останется зло, останутся преступления и пороки: "мир
во зле лежит". Конечно, со злом следует бороться, но искоренить его полностью
невозможно. более того, зло - необходимая часть земной жизни. Хотя "Бог
зла не сотворил", но "попустил", дав тем самым человеку свободу выбора
между добром и злом: "зло есть испытание свободы человека". (более подробно
см. мою книгу "Основы философии. От классики к современности", раздел "Философское
значение Библии и святоотеческой литературы".) Надеяться на всеобщую гармонию
значит впадать в "розовое христианство" (К. Леонтьев - русский православный
мыслитель конца 19-го века). Упование на такую гармонию ведет к расслаблению
воли, к духовной рыхлости. Вера во всеобщую гармонию - не что иное, как
разновидность веры в прогресс. Эта вера была подвергнута суровой критике
философами ХХ века, в том числе, православными. Не уповать на гармонию,
а готовить себя к суровым испытаниям жизни, испытаниям в борьбе со злом
- этому учит православная философия. Тем более невозможна гармония в экономике,
которая есть и всегда будет борьбой разнонаправленных экономических интересов.
Максимум достижимого здесь - взаимное согласование интересов, для того,
чтобы противоречия интересов не выросли в конфронтацию и не привели к вооруженному
конфликту. Поэтому "не следует стремиться построить рай на Земле, главное
- не допустить ада". (Вл. Соловьев).»
Виктор Федорович сказал важное. И одно из главных в моих сомнениях. Я спрашивал
себя не раз об этом соблазне.
Правильно написано о "розовом христианстве" и о "прогрессизме". «Вера в
гармонию» - из того же ряда. Но в книге нет такого намерения, такого «слова».
Если где-то в текстах покажется что-то похожее, то это издержки стиля,
это от публицистичности. На самом деле здесь нет упования на "внешнее".
Нет упования на гармонию вне человека. более того, именно вся первая часть
книги (до главы_5) посвящена тому, чтобы показать значение человека.
Но есть другое во 2-ой части. Есть построение реальных механизмов (как
просчитанных математически до политической очевидности выводов; так и вводящих
параметры управления, убирающие статику отношений, снимающие невозможность
изменения, подстройки, эволюции, приводящие к потрясениям). Есть попытка
сделать внешние условия более человечными; и что вместе с этим и не менее
важно - более эффективными.
Никто не знает меру зла на Земле, никто из людей не отмерял ее. Никто
не может сказать, что не надо менять это «внешнее» человеку - условия его
земного бытия. Ведь уже очевидно, что государство не может устраниться
от экономики. Альтернатива известна: или прелести «свободы действия», или
умное управление поведением на рынке… Но об этом в книге.
Настоящий комплекс текстов – это и публицистика, и строгое исследование,
прежде всего в экономике, с новыми и интересными результатами. Каждый текст
идет от своей стороны в человеке и социуме:
- политики, как проблемы;
- психологии, как общей, исходной основы социально-экономического устройства;
- идеологии, как ценностного ориентира;
- экономики, как задачи гармонизации отношений.
Все эти стороны человеческого бытия переплетаются в каждом тексте. Но в
своей пропорции, выводя основной одну сторону, выстраивая взгляд с одной
стороны. И идеи из разных областей определенной своей стороной проявляются
в разных текстах-статьях.
Жизнь – полифонична. Один стиль, одна логика, один порядок - все менее
адекватны с увеличением разнообразия предмета.
Статьи книги – разные по стилю, в одних больше «злобы дня», в других больше
четкого анализа предметной области; этот вектор выстраивается примерно
по верхнему перечню основных сторон и от начала книги к концу.
В полифоничности, неструктурированности общего текста книги возникает важное
достоинство, возможный «минус» переходит в «плюс». Каждый текст-главу можно
читать независимо от остальных. Каждый текст-глава выполняет свою задачу,
и она закончена. А чтобы прийти к цели и понять намерение, как оно есть,
читайте в своем порядке и темпе, но всё.
Весь массив книги – более гипертекст, поле точек взгляда. В каждом тексте
– своя логика. Но вместе в книге более – не логика, а «впечатление», собирание
восприятия. И при этом, что очень важно, тексты имеют практическую
направленность.
Эта книга – сборник очерков, объединенных поиском пути России. Это – не
учебник, не академический труд. Книга обращена к самому широкому читателю:
и по возрасту, и по специализации. И надеюсь, не оставит равнодушным.
Эта книга не писалась от «общего» к «частностям» или, например, от «политики»
к «механизмам». А как раз наоборот. У нее не было заказа или исходной методики.
Она сложилась из текстов, продиктованных стремлением найти выход из многосторонней
смуты. И важны были сначала практические предложения, а потом уже осмысление
самой исходной позиции, того, что было в знаменателе формулирования. Основы
восприятия и подхода, исходное подсознательное несогласие, постановка внутренних
вопросов, посыл уже состоявшихся предложений - может быть, кому-то пригодятся
для понимания всего в целом. Это и есть в первых двух очерках книги, написанных
последними.
Первая и вторая главы-очерки и могут послужить введением к книге. В
них – больше постановка вопросов и задач и задание координат.
Тот, кто хочет пройти по книге не так, как проще и удобнее, а как сложился
путь, может это сделать по датам отдельных глав или по нижним индексам
при их порядковых номерах. Время (очередность) написания и надо учитывать
во встречающихся в текстах ссылках.
А путь начинался с «философии бытия», с основных смыслов, с психологии…
Перед написанием текстов книги не проводился предварительный анализ существующей
литературы. Появлявшаяся же во время написания литература указана внутри
текстов.
В этой книге звучат голоса многих людей. Значит, она принадлежит и им.
Доброго пути.
Visits: 2293