Кино - понятия и жанры

Виды и жанры кинематографических произведений

    АГИТФИЛЬМ — короткометражный художественный или документальный фильм публицистического характера, используемый в целях политической агитации.
    ВЕСТЕРН — жанр американского кино, получивший широкое распространение; посвящен, как правило, героизации первых поселенцев Запада. Достоинствами вестерна являются острота сюжета, занимательность и динамизм действия.
    ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО (хроникальное, монтажное и пр.) — вид киноискусства; как правило, основано на съемках подлинных жизненных фактов и явлений.
    ИСТОРИЧЕСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ - жанр киноискусства; кинопроизведение, в котором в игровой форме воссоздаются исторические события.
    КИНОЖУРНАЛ — вид кинохроники, содержащий короткую информацию о жизни страны, внутренних и международных политических событиях и др.
    КИНОКОМЕДИЯ — жанр киноискусства, главной особенностью которого является изображение характеров, конфликтов и ситуаций, вызывающих смех зрителей.
    КИНОМЮЗИКЛ — жанр, соединяющий в себе признаки музыкального и драматического произведения (например, оперетта), иногда оперу или балет.
    КИНОХРОНИКА — оперативная киноинформация (репортаж) об актуальных событиях и фактах современной жизни.
    МУЗЫКАЛЬНОЕ КИНО — вид киноискусства, в котором музыка играет главенствующую роль.
    МУЛЬТИПЛИКАЦИОННОЕ КИНО — вид киноискусства, произведения которого создаются путем съемки последовательных фаз движения рисованных (графическая мультипликация) или объемных (объемная мультипликация) объектов. Развивается в разных жанрах. Излюбленный жанр мультипликации — сказка.
    НАУЧНОЕ КИНО — область кинематографии, развивающаяся в четырех самостоятельных видах: научно-популярное, учебное, научно-исследовательское и научно-производственное кино.
    НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЕ КИНО — один из видов научного кино, которое рассказывает в общедоступной форме об основах различных наук, популяризирует достижения во всех областях знания. Использует специальные виды съемки (замедленная, ускоренная, в рентгеновских лучах, микросъемка), мультипликационное (графическое и объемное) моделирование. К этому виду кино традиционно относят фильмы по искусству, спорту, кинопутешествия и т. д. Научно-популярное кино включает в себя такие жанры, как кинолекция, киноочерк, фильм-наблюдение, фильм-размышление, фильм-исследование, фильм-предупреждение и т. д.
    НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ КИНО — один из видов научного кино; пропагандирует новую технику и прогрессивные методы труда в народном хозяйстве.
    НАУЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКОЕ КИНО — вид киноискусства; основной прием — мысленный эксперимент, показ возможностей и опасностей научного прогресса, постановка перед зрителями важнейших проблем современного мира (нравственных, философских, социальных). Заставляет задуматься о будущем человеческой цивилизации.
    ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКИЙ ФИЛЬМ (ТРИЛЛЕР) — фильм приключенческого жанра, для которого характерна острая, напряженная фабула, основанная на приключении, то есть происшествии неожиданном, нарушающем привычный ход событий, заключающем в себе потенциальную опасность и побуждающем героя к действию.
    ПАНОРАМНОЕ КИНО — вид кинематографа, В котором фильм обычно снимают одновременно на три кинопленки, причем на каждой получается треть изображения объекта; проецирование осуществляется тремя проекторами на сильно прогнутый экран больших размеров.
    СТЕРЕОКИНО — вид кинематографа, технические средства которого (очки и др.) позволяют создавать у зрителя иллюзию объемности изображаемых на экране объектов.
    ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ ЖАНРЫ — способы отображения окружающего мира на телеэкране: очерк, интервью, репортаж, телеспектакль, многосерийный телефильм и т. д. Современная система телевизионных жанров объединяет различные жанры журналистики, искусства, научной популяризации, формы развлечения и обучения.
    УЧЕБНОЕ КИНО — один из видов научного кино, предназначенный для использования в учебном процессе.
    ХУДОЖЕСТВЕННОЕ (ИГРОВОЕ) КИНО — вид киноискусства, включающий фильмы эпического, лирического и драматического жанров. Изображает действительность в образах, созданных соединенными усилиями сценариста режиссера, оператора, актера.

 

Основные этапы развития кинематографа


    Конец XIX в. — создание кинескопов, биоскопов, витаскопов и др. примитивных видов кинопроекторов.
    1894 — изобретение немого кино. Демонстрация изобретения в США Т. Эдисоном, в Англии Р. У. Поллом.
    1895 — изобретение синематографа (соединение пленки с проекционным фонарем) братьями Опостом и Луи Люмьерами. Появление первых документальных фильмов братьев Люмьер («Прибытие поезда», «Поливальщик» и т. д.).
    1907—1908 — применение режиссером Ж. Мельесом технических трюков в кино (макеты, двойная экспозиция, комбинированные, замедленные и убыстренные съемки и т. д.). Съемки фантастических серий («Путешествие на Луну», «Путешествие через невозможное»), съемки кинофеерий («Красная Шапочка», «Золушка»).
    1907 — изобретение профессором Петербургского технологического института Б. Л. Розингом электрон но-лучевой трубки (кинескопа).
    1908 — создание первого рисованного (мультипликационного) фильма во Франции.
    1911 — Розинг впервые в мире осуществил в лабораторных условиях передачу изображения на расстояние нескольких метров (прообраз телевидения).
    1914 — создание новых жанров кинематографа (детектив, комический фильм, вестерн, многосерийный приключенческий фильм). Расцвет немого кино в России (режиссеры Я. Протазанов, Е. Бауэр, В. Гардин, актеры В. Холодная, И. Мозжухин, В. Полонский).
    1920 — массовое развитие мирового кино благодаря творчеству американских режиссеров Д. Гриффита и Т. Инса. Создание Ч. Чаплиным фильмов, вошедших в золотой фонд мирового искусства («Малыш», «Золотая лихорадка», «Цирк», «На плечо»). Появление в России работ талантливых режиссеров С. Эйзенштейна, В. Пудовкина, А. Довженко, относящихся к наивысшим достижениям искусства XX в. («Броненосец "Потемкин"», «Потомок Чингисхана» и др.).
    1927 — создание первого звукового фильма на киностудии «Уорнер Бразерс» (режиссер А. Кросленд, фильм «Певец джаза»). В России первые звуковые фильмы появились в 1931—1932 гг. («Путевка в жизнь» Н. Экка и «Встречный» С. Юткевича и Ф. Эрмлера).
    1936 — первые передачи телевидения в России.
    1940 — появление в России в продаже первых телевизоров.
    1949 — модернизация телецентра на Шаболовке. Осуществление регулярного телевещания в России.
    1970 — изобретение кассетного видеомагнитофона—приставки к телевизору.
    1973 — начало массового выпуска японской фирмой «Сони» видеомагнитофонов и кассет
    1980-е гг. и по настоящее время — внедрение в современное кино электронной техники, использование многоканальных систем записи и воспроизведения звука, использование компьютерной графики и синтезаторов, обеспечение эффекта непосредственного присутствия зрителя в воспроизводимом событии (стереоэффекты, эффект dolby).

 

Основные понятия

    ВИДЕОКАМЕРА — портативная телевизионная передающая камера, конструктивно объединенная с кассетным видеомагнитофоном: для записи сигналов изображения и звука используется магнитная лента. Видеокамера имеет электронный видоискатель.
    ВИДЕОКЛИП — телевизионная художественная интерпретация эстрадной, поп- или рокпесни, как правило, с использованием «дробного» монтажа и спецэффектов.
    ВИДЕОЗАПИСЬ — запись изображения на магнитную ленту или оптический диск для последующего воспроизведения на экране телевизора при помощи видеомагнитофона.
    ВИДЕОФИЛЬМ — фильм, который можно записать на видеокассету и воспроизвести в удобное для зрителя время.
    ДИАФИЛЬМ — расположенные в определенной последовательности позитивные фотографические изображения на кинопленке, обычно объединенные общей темой.
    ДУБЛЕР — 1) актер, заменяющий исполнителя основной роли в каких-то эпизодах; 2) актер, воспроизводящий текст при дублировании кинофильма.
    ДУБЛИРОВАНИЕ КИНОФИЛЬМА — изготовление фонограммы фильма на другом языке, смысловое содержание которой соответствует переводу оригинала. Техника дублирования предусматривает уравнивание продолжительности отдельных фраз и темпа речи на обоих языках.
    КАДР — 1) пространственная граница фото-, теле- или киноизображения; 2) снимок на пленке, фиксирующий одну из фаз движения или статичного положения объектов съемки.
    КАДР МОНТАЖНЫЙ — составная часть фильма, содержащая какой-либо момент действия.
    КАДР ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ — изображение, получаемое на экране кинескопа в результате одного полного цикла телевизионной развертки.
    КАСКАД — имитация падения (с лошади и др.), сложный зрелищный трюк.
    КАСКАДЕР — артист, специалист по каскадам и трюкам.
    КИНЕМАТОГРАФ— 1) первоначально название аппарата для съемки на кинопленку движущихся объектов и для последующего воспроизведения получаемых снимков путем проецирования их на экран; 2) зрелище, основанное на использовании кинотехнической аппаратуры; 3) устаревшее название кинотеатра.
    КИНЕМАТОГРАФИЯ — отрасль культуры и промышленности, осуществляющая производство фильмов и показ их зрителю; один из самых массовых видов искусства.
    КИНОДРАМАТУРГИЯ — литературно-кинематографический вид творчества; произведением кинодраматургии является сценарий — литературно-художественная основа фильма.
    КИНОИСКУССТВО — род искусства, произведения которого создаются с помощью киносъемки реальных, специально инсценированных или воссозданных средствами мультипликации событий.
    КИНОМУЗЫКА — инструментальная и вокальная музыка, исполняемая в кинофильме персонажами по ходу действия (внутрикадровая) или сопровождающая его (закадровая); один из важнейших элементов кинофильма и киноискусства.
    КИНОПЛЕНКА — светочувствительные материалы на прозрачной эластичной основе, покрытой слоем фотографической эмульсии.
    КИНОПОСТАНОВКА — творческий процесс создания фильма, осуществляемый режиссером-постановщиком совместно с оператором. КИНОПРОЕКТОР — оптико-механический аппарат для проецирования фильмов на экран.
    КИНОПРОКАТ — планируемый показ в кинотеатре в течение определенного промежутка времени какой-либо киноленты
    КИНОСЕРИАЛ — произведение, состоящее из отдельных серий.
    КИНОСЕТЬ — совокупность предприятий, которые осуществляют показ фильмов населению,— кинотеатры, клубы и т. д.
    КИНОСТУДИЯ — предприятие по производству кинофильмов, сочетающее художественно-творческие и производственно-технические процессы.
    КИНОАКТЕР — актер кино.
    КИНОПЕРЕДВИЖКА — портативная передвижная кинопроекционная установка для демонстрации в основном узкопленочных кинофильмов.
    КИНОПРОМЫШЛЕННОСТЬ — включает кинокопировальную и кинотехническую промышленность. Кинокопировальная промышленность изготовляет фильмокопии для их демонстрации. Кинотехническая промышленность разрабатывает и производит киноаппаратуру и технологическое оборудование.
    КИНОЛЮБИТЕЛЬ — человек, занимающихся киносъемками как любитель, непрофессионал.
    КИНОМЕХАНИК — специалист по демонстрации кинофильмов.
    КИНОРЫНОК — купля и продажа кинофильмов разными странами, кинопрокатными организациями.
    КИНОСЦЕНАРИЙ — литературное произведение, предназначенное для воплощения с помощью средств киноискусства и телевидения.
    КИНОСЪЕМКА — получение на кинопленке ряда последовательных кадров с изображениями снимаемого объекта в различных фазах его движения; один из этапов создания фильма.
    КИНОСЪЕМОЧНЫЙ АППАРАТ (КИНОКАМЕРА) — оптико-механическое устройство для киносъемки.
    КИНОТЕАТР — 1) здание, оборудованное для показа фильмов; 2) зрелищное предприятие.
    КИНОТЕХНИКА — 1) отрасль техники, разрабатывающая средства и методы производства, размножения и демонстрирования кинофильмов; 2) совокупность технических средств, используемых в кинематографе.
    КИНОУСТАНОВКА — комплекс оборудования, предназначенного для демонстрирования фильмов. Различают стационарные и передвижные киноустановки.
    КИНОФЕСТИВАЛЬ — смотр, творческое соревнование произведений киноискусства — художественных, хроникально-документальных, научно-популярных, учебных, спортивных, мультипликационных, телевизионных фильмов.
    КОРОТКОМЕТРАЖНЫЙ ФИЛЬМ — кинофильм, не превышающий размером 4—5 частей (40—50 мин экранного времени).
    МОНТАЖ — творческий и технический процесс, следующий за киносъемкой; последовательная сборка фильма из различных слагаемых (кадров) с выделением, укрупнением или удалением отдельных деталей, с чередованием отдельных кадров, выразительной сменой ритмов с целью наибольшего раскрытия авторского замысла.
    МОНТАЖЕР — специалист по монтажу.
    ОПЕРАТОР — специалист, производящий съемку фильма.
    ПАВИЛЬОН — здание, в котором производят киносъемки с применением декораций и искусственного освещения.
    ПЛАН — масштаб изображения на экране; различают шесть планов (дальний, общий, средний, первый, крупный, деталь).
    ПОЛИЭКРАННОЕ КИНО — для демонстрации фильма используется несколько близко расположенных друг к Другу экранов; на них проецируется программа, которая состоит из ряда кинофильмов, связанных единой композицией и общим звуковым сопровождением (иногда сопровождается игрой актеров вблизи экранов).
    ПОЛНОМЕТРАЖНЫЙ ФИЛЬМ — кино произведение размером пять и более частей.
    ПРОДЮСЕР — доверенное лицо кинокомпании, осуществляющее идейно-художественный и организационно-финансовый контроль над постановкой фильма. Продюсерами бывают также режиссеры, актеры, сценаристы.
    СЕРИЯ — часть фильма, демонстрируемая самостоятельно.
    СТЕРЕОСКОПИЧЕСКАЯ СЪЕМКА - обеспечивает получение на кинопленке изображения в виде стереопар (объект снимается одновременно с двух или нескольких точек зрения). Проецирование ее на экран (с использованием специальной аппаратуры) позволяет зрителю видеть изображение объемным.
    ТЕЛЕВИДЕНИЕ — область науки, техники и культуры, связанная с передачей на расстояние изображений подвижных объектов при помощи радиоэлектронных устройств. Телевидение является одним из наиболее массовых средств распространения информации (политической, культурной, познавательной, учебной и т. д.).
    ТЕЛЕВИЗИОННОЕ ВЕЩАНИЕ — формирование телевизионных программ и их передача в эфир посредством вещательного телевидения; является одним из наиболее массовых средств пропаганды, информации, воспитания, просвещения, рекламы и организации досуга людей. Осуществляется по сети телевидения, включающей телецентры, телерадиопередающие станции и соединяющие их линии связи, имеющие каналы изображения и звукового сопровождения.
    ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ КАНАЛ — установленная телевизионным стандартом полоса радиочастот в диапазоне метровых и дециметровых волн, отводимая для передачи радиосигналов изображения и звукового сопровождения одной вещательной телевизионной программы.
    ТЕЛЕВИЗОР — приемник, предназначенный для преобразования радиосигналов изображения и звукового сопровождения программ телепетания в изображение и звук.
    ТЕЛЕТЕАТР — показ (постановка) на телевидении театральных спектаклей.
    ТЕЛЕФИЛЬМ — фильм, созданный специально для демонстрации по сети телевизионного вешания; снимается киносъемочной камерой или записывается на специальной магнитной ленте.
    ТЕЛЕЦЕНТР — комплекс сооружений и оборудования для создания программ телевизионного вешания; в его состав входят аппаратно-студийный комплекс, электросиловой и вспомогательный цехи.
    ТИТР — надпись в фильме; внутри кадровые титры — субтитры — используются обычно для иностранных фильмов, выпускаемых без дублирования.
    ФИЛЬМ (от англ. film — пленка) (кинофильм), совокупность фотографических изображений (кадров), последовательно расположенных на кинопленке, связанных одним сюжетом и предназначенных для воспроизведения на экране; произведение киноискусства; фильмокопия.
    ФИЛЬМОКОПИЯ — позитивная копия кинофильма, предназначенная для демонстрирования в кинотеатрах.
    ФИЛЬМОСКОП — оптический прибор для рассматривания на просвет кадров диафильма.
    ФИЛЬМОТЕКА — учреждение (или отдел на киностудии, в учебном заведении, музее), хранящее пленки фильмов.
    ЭКРАН — устройство, на которое проецируется изображение.
    ЭКРАНИЗАЦИЯ — произведение искусства, созданное на основе произведения другого вида искусства: литературы, драматического и музыкального театра, включая оперу и балет; интерпретация его средствами кино.

 

Practical science

Используются технологии uCoz