КАК ОДНИ БИЗНЕСМЕНЫ С ЭКОЛОГАМИ ССОРИЛИСЬ, А ДРУГИЕ ПРИБЫЛИ ДЕЛИЛИ
Проект доклада о проблемах взаимоотношений бизнеса и экологии для Национального Форума по биоразнообразию - июнь, 2001 г.


II. ЭКОЛОГИЯ В ОТНОШЕНИЯХ С ПАРТНЕРАМИ И КОНКУРЕНТАМИ


В этом разделе предполагается осветить вопросы прямого или косвенного использования бизнесменами экологических аргументов для борьбы со своими конкурентами. Именно в этом разделе мы рассчитываем на наиболее активное наполнение текста примерами и их альтернативными трактовками, полученными непосредственно от хозяйственников. 
В фундаменте всей мировой экономики лежит топливно-энергетический комплекс, поэтому финансовоемкий и привлекательный для инвесторов процесс развития энергетического хозяйства идет постоянно. В этих условиях как данность надо воспринимать острую конкуренцию между основными стратегиями получения энергии, как внутри традиционных способов (топливный, ядерный и плотинные ГЭС), так и между ними и альтернативными (бесплотинные ГЭС, энергия солнца, биологический, ветровой). В этой борьбе все стороны прибегают к розыгрышу “зеленой” карты. 

 

Например, в Норвегии экологи препятствуют строительству газовых электростанций на западном побережье страны. Тем самым они выступают на стороне отечественных гидроэнергетиков, тогда, как дешевые газовые безусловно осложнили бы жизнь энергетикам из соседних стран,  поскольку могли бы  заменить гораздо более грязные финские угольные и опасные шведские атомные станции. 
 
 При этом экологи охотно присоединяются к любой успешно развивающейся конкурентной атаке, справедливо полагая, что во всех случаях их голос решает задачи сохранения природы и стимулирования технического прогресса. При этом у энергетиков появляется возможность широкого конкурентного маневра, под прикрытием искренней (или не очень) активности “зеленых”. 
 
  В России широко известны конфликты  энергетиков и экологов при строительстве Северной ТЭЦ в Москве, Катунской ГЭС на Алтае, Ростовской АЭС. Уже только сопоставление данных примеров говорит о том, что экологи отстаивают не конкретный способ получения энергии. Что это - стратегия или её отсутствие? Ведь, действительно Северная ТЭЦ имела весьма совершенную систему очистки атмосферных выбросов, строительство Катунской ГЭС способствовало бы закрытию сотен местных угольных котельных, которые основательно загрязняют уникальную алтайскую природу, а Ростовская АЭС - явная альтернатива ТЭС и ГЭС в регионе. “Под шумок” борьбы с последней уже приняты решения в отношении Краснодарской ГРЭС. 
 
Можно обратить внимание на устойчивый характер внимания к проблеме парникового эффекта в специальной и массовой печати. Характерно, что этот вопрос активно муссируется и представителями ядерного комплекса (как в России, так и за ее пределами), которые в других условиях шарахаются от экологической проблематики, как черт от ладана. 
 
       В распоряжении составителей настоящего обзора нет примеров прямой поддержки ядерщиками специалистов по парниковому эффекту. Если такие примеры будут названы - мы дадим на них ссылки. Однако можно положиться на формальную логику - такая поддержка должна иметь место, поскольку она объективно повышает шансы реализации проектов развития ядерного  комплекса. 
 
Другим примером, когда деятельность экологов приносила одной фирме существенную выгоду, а другим столь же существенный проигрыш, является скачкообразное повышение конкурентоспособности проектов производства дорогостоящего холодильного оборудования без использования хлорфторуглеродов (фреонов).
 
Проблема озоновой дыры над далекой Антарктидой, не имеющая однозначного объяснения причин и сроков возникновения (годы или тысячелетия тому назад?), была грамотно использована специалистами компании Дюпон, когда появились данные о способности фреонов разрушать озон верхней атмосферы. В результате был начат процесс смены целого поколения холодильников, компания обеспечила себе колоссальный отрыв от конкурентов в области проектирования холодильного оборудования. Канадский мультимилиардер Эдгар Бронфман извлек из озоновой проблемы около 10 млрд. долларов. А альянс “Дюпон” -  “Типериал Кемикл” монополизировал производство оборудования для замены фреонов и контроль над международным консорциумом по испытаниям этих заменителей. 
 
Тот факт, что скрытыми рычагами в антифреоновой кампании были коммерческие интересы, подтверждаются следующим примером.
 
В Институте имени Курчатова разработали технологию производства озонобезопасной смеси, которая может использоваться без переоборудования существующих устройств. Однако иностранные инвесторы предлагали деньги под реконструкцию предприятий, но с использованием оборудования ими рекомендуемых фирм и с будущими поставками хладагента их марки. 
 
Подтверждая факт потенциального влияния фреонов на защитный слой атмосферы планеты, экологи и специалисты в области физики верхней атмосферы получили новый сегмент рынка для реализации своих научных услуг. При этом ученых не очень интересует, на чьи деньги проводятся дорогостоящие экспедиции в высокие широты, запуски спутников и многочисленные симпозиумы, на которых можно обсуждать гипотезы происхождения озоновых дыр, в том числе и альтернативные (http://psci.narod.ru/ARC/d7.htm). 
 
Согласно исследованиям ученых-геологов, в разрушении озона виноваты глубинные потоки водорода и метана из разломов срединно-океанических хребтов и трещин материковых платформ. Объем газов, выделяющихся из этих источников, минимум на четыре порядка выше объемов промышленных выбросов фреоновых газов. По мнению отечественных ученых, "южные концы океанических хребтов наиболее активны по выбросам газов". Они соединяются между собой в районе Антарктиды, что объясняет возникновение Антарктической озоновой аномалии. 
 
Российские “зеленые” очень не любят разговоров об участии зарубежных лесопромышленников в поддержке кампании защиты старовозрастных лесов в приграничной полосе Карелии (см. http://psci.narod.ru/ARC/d2.htm). 
 
Политика организации природных парков на Российском Севере активно поддерживается странами Скандинавии. Так, Финляндия выделила 4 миллиона финских марок. Получив деньги, научные организации стали разрабатывать проектную документацию на создание парков. В выпущенной Гринпис  при поддержке Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. МакАртуров листовке с картой “Последние крупные массивы Европейской тайги” говорится: -Практически вся древесина, заготавливаемая в России и экспортируемая за ее пределы, заготавливается с нарушениями российского законодательства... В этих условиях только активные действия общественности, в том числе зарубежной (учитывая неблаговидную роль транснациональных лесных компаний в уничтожении российских лесов) могут привести к сохранению последней европейской тайги. 
 
При этом борьба против освоения Россией карельских старовозрастных лесов, сохранившихся в пограничной зоне, объективно выгодна иностранным производителям древесины,  поскольку поставки леса из этого района по демпинговой цене на зарубежные рынки в свое время нарушил их позиции и равновесие  на рынках. 
 
Прямых свидетельств использования для сохранения карельских лесов  денег конкурентов российских лесопромышленников (а не только общественных фондов или правительств некоторых европейских стран) у нас нет, однако в итоговом варианте доклада мы готовы дополнить список ссылок на те публикации, в которых подобные свидетельства упоминаются
 
Многие европейские партнеры не берут древесину, не сертифицированную “на экологичность” рубок. При этом рынок по прежнему завален российским кругляком, для борьбы с поставками которого извлекаются все новые “экологические” аргументы, порой сформулированные без знания российских природных реалий. 
 
Вспышки сибирского шелкопряда используют как повод для карантинного барьера на пути поставок кругляка в коре. Опасность заражений явно преувеличивается, т.к. этот вид не способен существовать в гумидном климате. Уже сто лет как сибирский лес идет в Европейскую часть России, а шелкопряд дальше Перми не распространился
 
В Европе как бы “забывают”, что на состояние лесов влияет не только тот, кто рубит, но и тот, кто потребляет срубленное. 
 
Всемирная торговая организация (ВТО) в документах, характеризующих отношения между поставщиками и потребителями лесоматериалов, отметила наличие проблемы “экспорта неустойчивости”. Так, Япония, начиная с 1987 г. платит взносы в фонд Международной организации по тропическим лесам (ITTO) на их восстановление в странах Юго-Восточной Азии, что является признанием её долга, как крупнейшего деструктора глобальных экосистем (первый взнос 2 млн.дол.).
 
Есть примеры экологически совершенно циничных требований. 
 
Чего стоят требования японцев при экспорте из Саян соленого папоротника-орляка перекладывать коробки кедровым брусом 10х10 см? 
 
Шлейф информации об авариях на нефтепроводах используется для усиления позиций западных компаний в российской нефтедобыче. Так, экологичность зарубежных технологий нефте- и газодобычи используется в конкуренции за право разработки Сахалинского шельфа и других месторождений. 
 
Промысел серого кита в Японском море поставил его на грань исчезновения. На шельфе Сахалина летом отмечается до 40 китов. Перспективы сохранения этих морских гигантов напрямую связаны с разработкой нефтяных месторождений и реализацией международных инвестиционных проектов. Киты и морские экосистемы шельфа Сахалина - весомый аргумент в пользу зарубежных инвесторов. "Гренландский кит любит резвиться рядом с нефтяными платформами на Аляске ..." - пишет местная пресса с подачи зарубежных инвесторов - “....значит ему хорошо. И нашему серому киту ничего не будет”. 
 
Не менее серьезно конкуренты используют экологическую аргументацию при обосновании разных вариантов транспортировки большой каспийской нефти. 
 
Загадочный инцидент, случившийся в марте 1994 года в проливе Босфор, когда при странных обстоятельствах загорелся кипрский танкер "Нассия" с российской нефтью, послужил Турции предлогом для того, что бы в одностороннем порядке ограничить проход танкеров через Босфор, уменьшив возможности российского нефтяного экспорта. Инцидент с "Нассией" произошел очень "вовремя": именно в 1994 г. был учрежден международный консорциум для экспортного освоения ресурсов нефти в азербайджанской части Прикаспия. И в том же году Турция предложила для транзита свой маршрут (Баку – Джейхан), который был поддержан  в Вашингтоне. Это решение аргументируется с использованием явно завышенных оценок масштабов аварий на нефтепроводах Российского Севера (подробней см. http://psci.narod.ru/ARC/d3.htm).
 
Присутствовали конкурентные мотивы и при экологической экспертизе проекта высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва-Петербург. 
 
Высокоскоростные железные дороги являются проектными разработками французских компаний. Одна из них, компания железнодорожного проектирования “Софрерай”, даже вошла в состав акционеров РАО ВСМ. Протест общественности против нарушения природного равновесия главного водораздела Русской равнины вольно или невольно работал на позицию МПС, выступавшего за проект реконструкции Октябрьской железной дороги. При этом рынок для продвижения своих технологий и оборудования могли получить уже немецкие фирмы. 
 
 Особенно часто экологические доводы используются при прямом или косвенном лоббировании интересов отдельных фирм (часто – иностранных), проектов и даже отраслей. Именно так навязываются определенные технологии и оборудование, инициируется банкротство предприятий, выставляются на аукционы компании. 
 
Покупка Сегежского ЦБК шведской фирмой “Асси Думен” под обязательства экологически аргументированной модернизации, с последующим отказом от условий сделки, привела к нарушению производственных связей и реальному устранению конкурента (подробней см. http://psci.narod.ru/ARC/d2.htm).
 
Россия готовится в вступлению в Всемирную торговую организацию. Основной принцип ВТО-ГАТТ – создание режима свободной конкуренции товаров и услуг на территории стран – участниц, в первую очередь, путем снижением до минимума таможенных тарифов. Само по себе участие в ВТО это, прежде всего, соблюдение формальных требований к товарам и услугам, с которыми страна выходит на мировой рынок. Однако открыв рынки для импорта, Россия не сможет извлечь преимущества от увеличения экспорта из-за существования экологических барьеров в торговле. 
 
Выступая на Международном экономическом форуме в Давосе, бывший генеральный директор ГАТТ А. Дункель отметил, что в предстоящем десятилетие главными проблемами озабоченности международного сообщества будут  связь между торговлей и экологией и усиление в связи с этим правил конкуренции. Пресса прокомментировала: "ГАТТ дает предупреждение против экологического империализма". 
 
Конкуренция, в том числе и международная,  зачастую не позволяет оценить действительную роль экологической составляющей при выступлениях тех или иных специалистов “за” или “против”. Примеров здесь множество, и на самом деле вполне естественно под знаменем борьбы за сохранение природы добиться конъюнктуры, выгодной для фирмы. И с этим обстоятельством отечественным производителям бороться, видимо, можно только совершенствованием собственной продукции и соблюдением установленных норм. 
для зарубежных партнеров оказывается крайне выгодным теневой, полукриминальный характер российских поставок природных биоресурсов. Именно под предлогами экологической недобросовестности осуществляется сбивание цен на сырье при поставках рыбы, леса. Это позволяет посредникам получать огромную разницу от последующей реализации легализованной тем или иным образом продукции. 
 
В Читинской области лес для теневого экспорта в Китай, скупают по бревнышку в деревнях, где отдельные дворы полулегально (как бы для собственных нужд) рубят 3-4 дерева. Но рубят-то элитные деревья! 
 
В этом же ряду – браконьерская добыча и поставка сырья в Китай кабарожьей струи, рогов сайгака, медвежьей желчи, женьшеня и другого лекарственно-технического сырья. Похожим способом действовали японские и норвежские рыбозаготовители и рыбопереработчики. 
 
По данным Федеральной пограничной службы официально регистрируется лишь 10% экспорта морепродуктов в Японию, а теневая его часть достигает 2 млрд. долларов в год. Близкий по объему теневой экспорт существовал между рыбаками России и Южной Кореи и др. азиатских стран. 
 
Основным экспортером осетрины и черной икры из России являются Германия и Франция. 
 
Организациями TRAFFIC Европы и WWF Германии были опубликованы материалы о 2-3 кратном превышении только легального ввоза в Европу черной икры над теми объемами, которые регистрирует Таможенный комитет России. Скандальный характер данных позволяет германским потребителям удерживать низкие цены на закупки икры и высокие при её реализации. 
 
более оригинально использовали эту информацию конкуренты поставщиков икры во Франции. 
 
Поддержание высоких цен реализации икры на рынках Франции сделало рентабельным ее производство на рыборазводных фермах в районе городов Бордо, Теш, Сен-Фор-сюр-Жиронд и Монпон. Хотя продукция этих производителей стоит в 1,5-2 раза дороже, но они активно используют в рекламе экологические аргументы и информацию о браконьерстве на Каспии.
 Все эти примеры показывают, что экологическая аргументация широко применяется и будет использоваться дальше в самых разнообразных вариантах конкурентной борьбы. Использование борьбы с курением в США для устранения преимуществ компании “Аэрофлот” по обслуживанию курящих пассажиров показывает, что наличие благородной и социально значимой аргументации особенно важно  в конкурентной борьбе. 
 

Реклама экологических успехов бизнеса

Вопросы рекламы и  PR напрямую связаны со СМИ. Сегодня слишком много стало газетных и телевизионных “страшилок”, в том числен экологических,  которые перекрывают путь на экраны позитивной информации и отвлекают внимание от реальных проблем и достижений. 
 
В конце 80-х годов энергосистема “Калмык-энерго” стала в массе получать иски за гибель хищных птиц, занесенных в Красную Книгу, на опорах сельских электросетей, которые используются орлами в степях как “присады” для осмотра своих охотничьих участков. С той же проблемой столкнулись предприятия Газпрома в Средней Азии и Казахстане, где птицы гибли на линиях, держащих под напряжением нитки трубопроводов для их защиты от коррозии. Помимо убытков от исков, значительный ущерб наносился при массовых отключениях энергоснабжения и выхода из строя дорогих предохранителей. Решение проблемы потребовало привлечения специалистов из ведомственных институтов “Селэнергопроекта” и “ВНИИприрода”, а созданные в результате совместных работ конструкции оголовок опор получили бронзовую медаль ВДНХ и прекрасную “прессу” в виде серии заметок В. Пескова в “Комсомольской правде”. 
 
Реальный выбор, который впервые за последние десятилетия предлагается предпринимателям и потребителям, позволяет сыграть на экологичности товара, его упаковки и рекламы. Экологический PR входит в моду. 
 
Маркировка продукции ряда зарубежных парфюмерных фирм: “не испытывалось на животных”, аэрозольная упаковка, “не разрушающая озоновый слой”, “дружественная по отношению к окружающей среде”. Реклама в титрах анимационных фильмов - MTV: “при съемках этого фильма ни одного кролика не пострадало”
 
Именно PR-компонента оказалась решающей в конкурентной борьбе за богатых покупателей русских мехов в Европе, которая сопровождалась активными демонстрационными акциями с голыми девушками и обливанием несмываемой краской дорогих шуб богатых дам. 
 
Реальной причиной падения экспорта соболя была неспособность российских экспортеров противостоять пропагандисткой атаке на жестокость промысла ногозахватывающими капканами, в которых животное мучается несколько суток. Соболиный мех в Европе и Америке - это украшение, своеобразная “хохлома”, а не “посуда на каждый день”. Поэтому основным мотивом пропаганды была недопустимость жестокой формы умерщвления животных ради демонстрации богатства. Наши экспортеры не смогли организовать разъяснительную, рекламную и контрпропагандисткую компанию с эстетических позиций и с позиций поддержки охотников коренного населения Сибири и Дальнего Востока. В результате большую часть рынка соболиных мехов заняли бриллианты, дорогие автомобили и иные символы роскоши. Чуть большая часть досталась в конце концов клеточной пушнине (подробней см. http://psci.narod.ru/МВООК/SOBOL.HTM
 
Решение проблемы восстановления экспортных доходов от реализации пушнины требует новых форм информационного партнерства и оригинальных идей. Знакомство с ситуацией позволяет предполагать, что основной путь повышения спроса на дорогую пушнину связан с эстетической мотивацией. 
 
Соболь может и должен выступать как символ красоты и изящества в первую очередь в одежде, но не только в ней. Уже сейчас соболь используется как живой символ новой марки микроавтобусов ГАЗа, однако признаков пропагандисткой компании в этом направлении не видно. Меховики и автомобилестроители совместно с экологами могут учредить своеобразный почетный знак “соболь”. Весь мир должен знать, что товар из России с силуэтом прыгающего соболя – это высший класс. 
 
Широко известны кампании бойкота товаров по экологическим мотивам. 
 
Очень эффективным был бойкот продукции из тунца, добытого сетями приводящими к гибели дельфинов. К выгоде новых технологий производства целлюлозы используется призыв “Не приобретайте бумагу, произведенную с использованием хлорного отбеливания!”. Даже судебное преследование природоохранных НПО не помешало организации бойкота товаров японских компаний “Дайшова” и “Оджи Пейпер” за игнорирование интересов индейцев при организации закупок леса для нескольких ЦБК расположенных в провинции Альберта (Канада). 
 
С другой стороны, во многих случаях реклама средств защиты и так называемой “экологически чистой” продукции (воды, продуктов питания, средств личной гигиены и т.д.), приборов и индикаторов – прямой обман или информационный паразитизм на страхе потребителя. 
Отдельной проблемой является использование в рекламе популярных образов или эффектных “живых символов”. Большинство держателей таких символов недооценивают уникальные возможности экологических направлений рекламы, которые открываются им в виде рекламы своих символов в форме бесплатно транслируемой социальной рекламы. 
 
Тигр, медвежонок, журавль - все их любят, а значит, есть шанс, что  продукцию с таким значком купят скорее, чем без него. Да только какое, например, отношение к охране редких птиц имеет издательство “Дрофа”? Патент природы на символы очевиден. Но вот чего недостает пользователям этих символов, так это акций по реальной защите в природе своих талисманов. Почему автозавод ГАЗ, имеющий “раскрученный” брэнд (Газель) не помогает охране краснокнижного дзерена - единственной газели в фауне России? Широко популярна продукция фирмы “Красный Октябрь”. Почему бы ей не использовать брэнд Даурского заповедника, если фамилия директора – Даурский? В рекламе пива “Красный восток” леопард использован в общем-то вхолостую -  а можно было сделать свою марку самой запоминающейся среди множества оригинальных реклам пива на поддержке охраны редчайшего дальневосточного леопарда (менее 40 особей). 
 
Другим примером возможностей, пока неиспользованных российскими бизнесменами, является привлечение дополнительных клиентов за счет информирования партнеров и потребителей об экологических действиях фирмы или предпринимателя. 
 
Мы упоминали о проблеме экологических коридоров, необходимых для сохранения аборигенной растительности и условий для миграции животных. На юге России практически утрачена степная растительность, ее элементы сохранены лишь на военных полигонах и на полосах отчуждения вдоль автодорог. Владельцы многочисленных автозаправок, вместо посадок канадской газонной травы могут содействовать восстановлению в придорожной полосе степной растительности. В ближайшей автозаправке долине ручья может быть сооружен простейший переход для лягушек и беспозвоночных. Опыт Европы показывает, что рекламные щиты такой АЗС, несущие необычную информацию о природоохранной функции, способны привлечь дополнительную клиентуру. 
 
Очевидно, что в отношениях бизнеса и экологии СМИ, как самостоятельные структуры, не могут занимать позицию стороннего наблюдателя. Вероятно,  бизнес должен сам информировать журналистов о том, что пока плохо и недоработано в отношениях с природой. Если этого не делать, то журналисты в стремлении быть экологически продвинутыми просто вынуждены будут сочинять сюжеты, как минимум, неграмотные, а то и просто вредные, причем  как бизнесменам, так и экологам. 
 
Думаем, что представители крупных фирм могли бы сами назвать десятки примеров, наиболее интересные из которых можно будет опубликовать в итоговом варианте будущего доклада.
 
Именно поэтому и те, и другие  должны быть заинтересованы  в создании особых независимых структур, деятельностью которых было бы предоставление СМИ реальной экологической информации, подготовленной независимыми экспертами. Очень возможно, что скоро возникнут “экологические” анти-рейтинги фирм и товаров. Хорошо если их будут делать профессиональные отечественные экологи, а то ведь и зарубежные конкуренты могут приложить к такой деятельности не только свои головы и руки, но и свои деньги. 
 
 

Дальше    Назад

Используются технологии uCoz